ЭКиП № 4. ШУМ БОЛЬШОГО ГОРОДА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТАРТУЕТ В УФЕ 11 АПРЕЛ

Все новости

ЭКиП № 1 СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ ТРЕБУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Стагнация мировой экономики и политические реалии организации миропорядка во втором десятилетии XXI в. привели с учетом совершенствования технологии изъятия природных ресурсов к избыточным над спросом возможностям в добыче углеводородов и, как следствие, снижению цен на нефть. Развитие кризиса в мирохозяйстве, усиление нагнетаемой бизнес-сообществом трагедии исчерпаемости природных ресурсов потребовали коррекции экологической парадигмы выживания, определенной решением ООН об устойчивом развитии планеты в XXI в. Идет поиск приемлемых путей устойчивого развития цивилизации планеты для большинства народов и стран мира, а не только для стран «золотого миллиарда». Климатическая конференция в Лиме (2014) по продлению действия Киотского протокола подтвердила необходимость выработки нового компромисса в экологической политике развитых и развивающихся стран.

Коррекция экологической парадигмы вызвана целым рядом открытий в науке и инженерной практике по новейшим искусственным и природоресурсным материалам, изъятие которых из недр и получение из них товарного сырья еще «вчера», казались невозможными или экономически неоправданными. Сланцевый газ и тяжелая нефть, пресная вода из гидратов, запасы которых на планете значительно больше подземных источников, более 7 млн синтезированных веществ, искусственно созданных человеком – все это новые возможности для жизнеобеспечения и жизнедеятельности в XXI в.

Новые постиндустриальные возможности глобализирующегося мира, исключая нагнетаемую определенными кругами заинтересованного бизнеса избыточность потребления и растущие потребности населения планеты в ресурсах, прежде всего «золотого миллиарда», не должны лишать права людей «…на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Однако в России, как и во многих других развивающихся странах, реализовать свои экологические права, заложенные Конституцией, рядовому гражданину бывает не просто. Чаще всего это связано с экологической неподготовленностью общества в своей основной массе и правовым нигилизмом населения.

Низкая экологическая культура в основной массе населения в стране вызвана отсутствием системного экологического воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе и крайне ограниченная подготовка в рамках специализации в университетах и вузах России не позволяет сформировать производственную и потребительскую философию и практику жизнедеятельности не только в отношении природоресурсной производственной базы, но и востребованных повседневной жизнью товаров и услуг, в том числе с приставкой «эко», не раскрывающей в сопроводительных документах, разъясняющих экологические преимущества таких товаров, и часто вводящих покупателя и пользователя в заблуждение. Некачественные, а подчас опасные для жизни и здоровья продукты питания, лекарственные препараты, парфюмерные изделия, товары бытовой химии и даже массовое производство бутилированной и минеральной вод, украшенные экорекламой, усиленной современными средствами воздействия на психоповеденческую практику потребителя, сформировали гигантский рынок сбыта псевдоэкологической продукции, противодействие которому требует подготовки потребителя к массовому противостоянию маркетологической лжи.

Недоучет экологического фактора при принятии базовых законов (Арбитражно-процессуального, Бюджетного, Гражданско-процессуального, Налогового и др.) затрудняет реализацию экологических норм и подготовку гражданского общества к их восприятию и освоению на производстве и в быту.

Рядовые граждане страны, как прямые или косвенные исполнители уже действующих более 70 экологических федеральных законов и 4000 подзаконных актов, плохо подготовлены к их пониманию и использованию в повседневной жизни. Назрела острая необходимость экологическое просвещение на уровне возрастной, профессиональной и бытовой потребностей граждан включить в основы комплексной системы образования и воспитания современного человека.

Мы, безусловно, не сопоставляем многолетнюю специальную подготовку профессионалов экологов-биологов, обладающих массой естественно-научных знаний, и социально необходимый круг знаний для каждого образованного человека в XXI в.

Лозунг и принципы экологического образовательного минимума можно озвучить многовековой народной мудростью: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Важно, чтобы эта мудрость заботы о будущем в понимании смысла качества текущей жизни стала важнейшим принципом жизни каждого гражданина, формировать который необходимо с младенчества.

Задача экологов – ученых и профессионалов, а не только политических или бизнес-конкурентов сформировать в современном обществе социальную экологическую программу и ввести ее в практику отечественного воспитания и просвжнейший элемент формирования экологической культуры гражданского общества.

Главный редактор

В.Д. Кальнер